Организация и работа СМГ
Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы:
· основная – учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при хороших показателях физического развития;
· подготовительная – учащиеся с незначительными отклонениями, с недостаточным физическим развитием и физической подготовленностью;
специальная – учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.
С целью осуществления дифференцированного подхода специальные медицинские группы (СМГ) по тяжести и характеру заболеваний учащихся подразделяются на две подгруппы:
· “А” – учащиеся с отклонениями в здоровье обратимого характера (ослабленные в связи с различными заболеваниями);
· “Б” – учащиеся с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражение сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна).
Нормативные документы
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 30.05.2012 г. № МД-583/19 о методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
- Приказ Министерства образования Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 621 « О комплексной оценке состояния здоровья детей»
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»
В ГБОУ ООШ № 5 г. о.Чапаевск в 2020 году организованы занятия с обучающимися специальной медицинской группы (приказ № 3/4 от 01.09.2020г.
Учебно-методическое пособие.Занятия физической культурой в специальных медицинских группах (в виде копии, формат PDF)
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности в ГБОУ ООШ № 5 г. о.Чапаевск учащихся распределяют на основную, подготовительную, специальные медицинские группы. С учетом распределения детей по медицинским группам учитель осуществляет дифференцированный подход к обучающимся при проведении всей учебно-воспитательной работы. По результатам медицинского освидетельствования на 2019-2020 учебный год к основной группе отнесено – 86 обучающихся, подготовительной- 20, специальной — 1чел.. Освобожденных от занятий физической культуры нет. По результатам медицинского освидетельствования на 2020-2021 учебный год к основной группе отнесено – 75 обучающихся, подготовительной- 20, специальной — 1чел.. Освобожденных от занятий физической культуры нет.
Занятия физической культурой в подготовительной и специальной группах проводятся совместно с основной группой, но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.
В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинским группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным программам на уроках физической культуры. Учитель разъясняет учащимся, что по состоянию здоровья они освобождены не от уроков физической культуры, а от занятий (т. е. двигательной активности) на уроке физкультуры. Учитель физической культуры широко применяет различные формы активизации деятельности обучающихся и временно освобожденных от занятий физической культурой на длительное время (диагноз: перелом, вывих, сложные операции и др.): игра в шашки, шахматы, обучающиеся сдают теоретический материал: реферат, проекты. Тему теоретического материала, отражающую определенное направление работы по физической культуре, выбирает сам ученик. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре, в течение урока находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под присмотром учителя физической культуры.